МОАУ "СОШ №34"
г. Оренбург
  • Психолог

    Педагог-психолог школы - Свечколан Александра Юрьевна

    Педагог-психолог первой квалификационной категории, стаж работы в должности 5 лет

    Образование: Оренбургский государственный педагогический университет по специальности «Педагогика и психология», присвоена квалификация «педагог-психолог» (2009 год)

    Повышение квалификации (профессиональная переподготовка):
    - Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия по программе очно-заочной школы «Практическая психология» в объеме 334 часа (2009 год);
    - дополнительная профессиональная программа «Психологическое консультирование в образовательной организации» в ООО «Фоксфорд»  в объеме 72 часа (2022 год);
    - сертификат участника ежегодного Поволжско-Уральского семинара «Психологическая помощь: содержание, формы, опыт» (2022 год);
    - сертификат участника ежегодного областного семинара «Психологические основы профилактики и коррекции аутодеструктивного поведения подростков. Экстренная психологическая помощь» (2023 год);
    - сертификат участника онлайн-программы арт-терапевтической направленности «ГоловоКРУЖительно» (2023 год);
    - сертификат участника программы «Кофейное наслаждение стиле АРТ» (2023 год)

    Дополнительная информация: работа с помощью методов арт-терапии, телесной терапии, работа с мандалой, кофеграфия, песочная терапия

    Часы приема для родителей (законных представителей): пятница с 15.00 до 16.00, каждая третья суббота месяца с 10.00 до 13.00.

    Телефон: 43-05-34

    Эл.почта: a.svechkolan@gmail.com

    Цель работы психологической службы школы: оптимизация образовательной среды с целью создания условий для гармоничного развития личности обучающихся.

    Зачем в школе нужен психолог?

    Психолог осуществляет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с целью обеспечения нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
    В функции школьного психолога входят: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; психологическое просвещение; участие в педсоветах и родительских собраниях; участие в наборе первоклассников; психологическая профилактика.

    Психологическая диагностика включает в себя проведение фронтальных (групповых) и индивидуальных обследований учащихся с помощью специальных методик. Диагностика проводится по предварительному запросу учителей или родителей, а также по инициативе психолога с исследовательской или профилактической целью. Психолог подбирает методику, направленную на изучение интересующих его способностей, особенностей ребенка (группы учащихся). Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также школьный психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений, характера взаимодействия учителя и класса.
    Полученные данные позволяют психологу строить дальнейшую работу: выделить учащихся так называемой “группы риска”, нуждающихся в коррекционных занятиях; подготовить рекомендации для учителей и родителей по взаимодействию с учащимися.
    В связи с задачами диагностики одной из задач психолога является составление программы собеседования с будущими первоклассниками, проведение той части собеседования, которая касается психологических аспектов готовности ребенка к школе (уровень развития произвольности, наличие мотивации учения, уровень развития мышления). Психолог также дает рекомендации родителям будущих первоклассников.

    Коррекционные занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки учащихся. Школьный психолог использует уже существующие программы занятий, а также разрабатывает их самостоятельно, учитывая специфику каждого конкретного случая. Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисуночные и другие задания - в зависимости от поставленных целей и возраста школьников.

    Консультирование родителей и учителей — это работа по конкретному запросу. Психолог знакомит родителей или учителей с результатами диагностики, дает определенный прогноз, предупреждает о том, какие трудности могут в будущем возникнуть у школьника в учебе и общении; при этом совместно вырабатываются рекомендации по решению возникающих проблем и взаимодействию со школьником.

    Психологическое просвещение заключается в том, чтобы знакомить учителей и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка. Оно осуществляется в ходе консультирования, выступлений на педагогических советах и родительских собраниях.
    Кроме того, на педсоветах психолог участвует в принятии решения о возможности обучения данного ребенка по конкретной программе, о переводе учащегося из класса в класс, о возможности “перешагивания” ребенка через класс (например, очень способного или подготовленного ученика могут перевести из первого класса сразу в третий).
    Все перечисленные выше функции школьного психолога позволяют соблюдать в школе психологические условия, необходимые для полноценного психического развития и формирования личности ребенка, то есть служат целям психологической профилактики.
    Работа школьного психолога включает в себя и методическую часть. Психолог должен постоянно работать с литературой, включая периодические издания, чтобы отслеживать новые достижения науки, углублять свои теоретические знания, знакомиться с новыми методиками. Любой диагностический прием требует умения обработки и обобщения полученных данных. Школьный психолог проверяет в практике новые методики и находит наиболее оптимальные приемы практической работы. Он старается отбирать в школьную библиотеку литературу по психологии с целью знакомства учителей, родителей и учеников с психологией. В своей повседневной работе он пользуется такими выразительными средствами поведения, речи, как интонации, позы, жесты, мимика; руководствуется правилами профессиональной этики, опытом работы своим и своих коллег.

    Вопросы, по которым можно и нужно обращаться к школьному психологу:

    1. Трудности в учёбе Некоторые ребята учатся не так хорошо, как им хотелось бы. Причин тому может быть масса. Например, не очень хорошая память, рассеянное внимание или недостаток желания, а может быть, проблемы с учителем и непонимание, зачем всё это вообще нужно. На консультации мы постараемся определить, в чём причина и каким образом это исправить, другими словами, попробуем найти, что и как необходимо развивать, чтобы учиться лучше.

    2. Взаимоотношения в классе Есть люди, которые запросто находят контакт с другими, легко общаются в любой, даже незнакомой компании. А есть, и их тоже очень много, такие, которым сложно знакомиться, сложно строить хорошие взаимоотношения, сложно находить друзей и просто чувствовать себя легко и свободно в группе, например? в классе. С помощью психолога можно найти способы и личные ресурсы, изучить приёмы для построения гармоничных отношений с людьми в самых разных ситуациях.

    3. Взаимоотношения с родителями Иногда бывает так, что теряются общий язык и тёплые отношения с нашими самыми близкими людьми - с нашими родителями. Конфликты, ссоры, отсутствие взаимопонимания – такая ситуация в семье обычно приносит боль и детям, и родителям. Некоторые находят пути решения, а другим это сделать достаточно трудно. Психолог расскажет вам о том, как научиться строить новые отношения с родителями и научиться понимать их, и как сделать так, чтобы и родители понимали и принимали вас.

    4. Выбор жизненного пути Девятый, десятый и одиннадцатый класс - время, когда многие задумываются о будущей профессии и вообще о том, как бы они хотели прожить свою жизнь. Если вы не уверены? каким путём вы хотите пойти, всегда есть возможность пойти к психологу. Он поможет вам осознать свои мечты, желания и цели, оценить свои ресурсы и способности и понять (или приблизиться к пониманию), в какой сфере (сферах) жизни вы хотите реализоваться.

    5. Самоуправление и саморазвитие Наша жизнь настолько интересна и многогранна, что постоянно ставит перед нами массу задач. Многие из них требуют недюженных усилий и развития в себе самых разнообразных личностных качеств, навыков и умений. Можно развивать навыки лидерства или навыки ведения спора, логическое мышление или творческие способности. Улучшать свои память, внимание, воображение. Можно учиться управлять своей жизнью, ставить цели и эффективно достигать их. Психолог - человек, который владеет технологией развития тех или иных качеств, навыков и умений и с удовольствием поделится этой технологией с вами.

    Для чего нужна служба медиации в школе?


    Понятие «медиация» постепенно, но уверенно входит в нашу жизнь. Во всем мире медиация уже является одной из самых популярных форм урегулирования споров. Статистика развитых стран показывает, что 85% всех процедур медиации успешны.
    Каждый из нас сталкивается с конфликтами в своей жизни и знает, как иногда сложно бывает их разрешить. Получить эффективный результат выхода из конфликта возможно с помощью медиации!
    Медиация – переговоры между конфликтующими сторонами с участием медиатора для поиска решения, удовлетворяющего обе стороны.
    Чем школьная служба медиации может помочь школьникам?
    •    Освоить навыки конструктивного общения со сверстниками и взрослыми;
    •    Научиться убеждать других словами, без применения физической силы;
    •    Участвовать в общественно-полезной (волонтерской) деятельности;
    •    Повысить уровень самоорганизации, стать более ответственным и культурным;
    •    Профилактика правонарушений, конструктивное разрешение конфликтов;
    •     Помощь другим в примирении;
    •    Начать осваивать новую профессию-медиатор, получать уникальные навыки и опыт миротворческой деятельности;
    •    Научиться лучше понимать сверстников и взрослых.

         Школьникам, пострадавшим от правонарушений, деятельность службы медиации позволяет почувствовать себя в безопасности и поверить, что справедливость восстановлена и нет враждебности и угрозы со стороны других ребят.
     У детей-обидчиков в ходе медиации появляется возможность услышать  другую сторону, помириться, осознать причины своего поступка и понять, что нужно делать, чтобы в дальнейшем не причинять вред другим людям.
    Детям-правонарушителям восстановительная программа дает возможность не чувствовать себя «хулиганами» или людьми, которыми взрослые всегда недовольны, это способствует восстановлению хороших отношений со сверстниками, родителями и педагогами.

    Уважаемые родители 6-7 летних детей, определившись в какую школу пойдет ваш ребенок, ответьте себе на вопрос: ГОТОВ ЛИ МОЙ РЕБЕНОК К ШКОЛЕ?

    Вот некоторые критерии, на которые можно опираться, отвечая на этот вопрос.

    В 6-7-летнем возрасте ребёнок должен отвечать на следующие вопросы, которые помогают определить, как ребенок ориентируется в окружающем его пространстве,
    определить его запас знаний и отношение к школе.
    1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
    2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
    3. Сколько тебе лет? Когда ты родился?
    4. Как называется город, в котором ты живешь?
    5. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
    6. Кем работают твои родители?
    7. У тебя есть сестра, брат?
    8. Как зовут твоих друзей?
    9. В какие игры вы с друзьями играете зимой, летом?
    10. Какие имена девочек (мальчиков) ты знаешь?
    11. Назови дни недели, времена года.
    12. Какое сейчас время года?
    13. Чем отличается зима от лета?
    14. В какое время года на деревьях появляются листья?
    15. Как называется планета, на которой мы живем?
    16. Как называется спутник Земли?
    17. Каких домашних животных ты знаешь?
    18. Как называются детеныши собаки (кошки, коровы, лошади и т.п.)?
    19. Чем отличается город от деревни?
    20. Чем отличаются дикие животные от домашних?
    21. Чем отличаются зимующие птицы от перелетных птиц?
    22. Ты хочешь учиться в школе?
    23. Где лучше учиться — дома с мамой или в школе с учительницей?
    24. Зачем надо учиться?
    25. 25. Какие профессии ты знаешь?
    26. 26. Что делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
    27. 27. Кем ты хочешь стать? Какая профессия тебе больше всего нравится?

    Оценка результатов
    · Правильными считаются ответы, соответствующие вопросу: Мама работает врачом. Папу зовут Иванов Сергей Иванович.
    · Неправильными считаются ответы типа: Мама работает на работе. Папа Сережа.

    Если ребенок ответил правильно на 20-19 вопросов, то это свидетельствует о высоком уровне, на 18-11 — о среднем, на 10 и менее — о низком.
    Ваш ребёнок – будущий первоклассник. Его успехи в учёбе в первую очередь будут зависеть от него самого и только во вторую – от Вас и учителя школы.
    Поэтому зададимся, прежде всего, вопросом: какие умения, навыки, психологические качества пригодятся ребёнку в школе, помогут добиться успехов?

    Именно психологическая готовность к обучению в школе станет тем подспорье м, которое ребёнок может использовать в сложной ситуации, при встрече
    с трудностями. С какими же трудностями придётся столкнуться ребёнку в первом классе?

    Хочет ли ребенок учиться?
    Для ответа достаточно предложить ребёнку выбрать из трёх дел то, которое ему больше хочется выполнить: поиграть, помочь по дому или позаниматься с книжкой.
    Учтите, что момент для подобного выбора надо найти подходящий, когда ребёнок ничем не занят, никуда не торопится. И пусть он будет уверен, что любой выбор разрешён и не лишит его вашего родительского внимания.
    Если нет желания и интереса к учению (познавательной деятельности), умение читать и считать, любые другие достоинства вашего ребёнка не сделают для него радостными и эмоционально приятными школьные события.
    Это от Вас, родители, прежде всего, зависит, с каким настроением придёт ребёнок в школу: с радостным ожиданием новых открытий или желанием поскорее сбежать домой к оставленным игрушкам, телевизору и т.д.
    Систематические занятия в школе предъявляют высокие требования к самоорганизации ребёнка: не пропустить мимо ушей домашнее задание, не забыть
    захватить из дома все нужное для уроков, быстро уметь включиться в дело после перемены и т.д.
    Иногда не надо проводить специального теста, достаточно вспомнить, как ваш малыш справляется с регулярными домашними обязанностями, всегда ли может найти
    среди своих вещей нужную в данный момент (в ящике, на полке, в комнате может быть «беспорядок», с точки зрения мамы, в котором ребёнок прекрасно ориентируется). Если ребёнок неорганизован, советуем поиграть, например, в такую игру: «Семь нужных вещей». Водящий придумывает задание, куда отправить игрока («на прогулку в дождь», «в лес за грибами», «на рисование», «в школу на урок математики», «на Северный Полюс» и т.д.), а задача игрока – собрать в дорогу 7 – 10 нужных вещей. Допустим, он берёт на рисование бумагу, карандаш, краски, ластик, кисти и т.д. потом игроки меняются ролями.
    ПОМНИТЕ! Ребенка нельзя научить самоорганизации, если не доверять ему САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ выполнение какой-либо работы. Пусть он чувствует
    ответственность за какое-то маленькое, но его собственное дело. Ещё одна значимая для успеха в школе особенность вашего ребёнка – это его САМООЦЕНКА (или «ОБРАЗ Я», как говорят психологи).
    Если САМООЦЕНКА занижена (ребёнок считает себя хуже других, неумехой, плохим другом, глупым и так далее), он неохотно берётся за дело – «Всё равно не
    получится».
    Родители, поддержите своего малыша! Помогите ему поверить в его силы, поощряйте и хвалите его даже за малозаметные достижения, за старание и приложенные
    усилия, и главное - пусть Ваш сын или дочь почувствуют, что Вы их любите безусловно, несмотря на неудачи, только тогда он поверит в свои силы, если Вы в него верите и принимаете.
    Бывает, что самооценка у ребёнка завышена. Он уверен в своём совершенстве, он лучше всех, умнее всех. В этом случае опасность заключается в том, что, потерпев
    неудачу, этот ребёнок перестаёт верить в свои силы. Всякий человек имеет право на ошибку. Тривиальная поговорка «на ошибках учатся» открывает нам способ научить
    ребёнка ошибаться так, чтобы самооценка от этого не страдала, не падал интерес к учёбе и чтобы неудовлетворительная отметка в дневнике не приводила к истерикам
    или страху перед школой. Сформируйте у своего ребёнка следующие установки: - прежде чем дело выйдет хорошо, надо потренироваться;
    - если не получилось в первый раз, попробуем снова;
    - оценка – за дело, а сам ребёнок хорош и умён в случае неудачи.
    Для формирования этих установок особенно подходят настольные игры: «шашки», «домино», «лото» и другие. Поможет вашему ребёнку и наблюдение за тем, как Вы,
    взрослые, иногда проигрываете и как переживаете неудачи.
    Вопрос о положительной самооценки, уверенности в своих силах очень тесно переплетается с вопросом активности, инициативы ребёнка, умения и желания
    высказывать свою точку зрения и отстаивать её. Это, несомненно, важные личностные качества для школьника. Несмотря на то, что в первом классе они ещё не выходят на первый план, закладываются эти качества в старшем дошкольном возрасте. Предложите своему малышу самому придумать для семьи планы на выходной день, составить меню обеда, украсить комнату ко дню рождения и т.д., и Вы увидите, с каким упоением он реализует свои собственные замыслы. Если у Вас дома инициатива ребёнка поддерживается, если Вы даёте малышу поэкспериментировать свободно, из него вырастет активный человек, способный на самостоятельные идеи и действия, а не пассивный исполнитель.

    ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ребёнка в 1 классе школы часто бывают связаны с включением в новый коллектив, завязыванием новых дружеских контактов,
    необходимостью отстаивать своё место в социальной иерархии класса. Проблем здесь будет меньше, если ребёнок владеет коммуникативными навыками:
    - умеет знакомиться, играть по правилам;
    - может понять по мимике и позе другого его душевное состояние;
    - способен проявить сочувствие, помочь в трудной ситуации.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ к школе предполагает также развитые до определённого уровня внимание и память, способность к логическому
    конструктивному мышлению. Хочется посоветовать родителям не «натаскивать» детей на выполнение тех или иных заданий, а обратить свои силы и внимание на положительные отношение ребёнка к учёбе и школе, эмоциональное отношение ребенка к учёбе и школе, эмоциональное благополучие его в отношениях со сверстниками, уверенность в своих силах. И тогда обучение в 1 классе станет для ребёнка открытием огромного не постигнутого ещё мира знаний, в который он бесстрашно входит, чтобы учиться.

    Подготовкой ребенка к школе родители вполне могут заниматься сами. Причем, лучше всего, когда процесс домашнего развития будет ненавязчивым для дошколенка. Игры для развития речи дошкольников вы можете включать в свою повседневную жизнь. Они выручат вас во время долгого ожидания или длинного пути.

    Игра «Слова»
    Игроки должны назвать слово, начинающееся на ту букву, которая была последней в слове, названном другим игроком. Например, первый игрок
    называет слово «арбуз», второй игрок - «зонт», третий - «театр» и т.д.

    «Подбери антоним».
    Называется одно из слово, а участникам предлагается подумать, как его можно сказать по другому." Например: умный – глупый, трудолюбивый–
    ленивый, сильный – слабый, белый – черный и т. д. Можно подбирать синонимы к словам, т.е слова, которые означают одно и то же. Например, жесткий – твердый; печальный – грустный...

    «Назови слово»
    Нужно назвать слово, в котором можно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: китель, коса, удочка смех, волк, столб, полк, зубр, метель, мель,
    набор, укол, дорога, олень, пирожок.

    Где спрятался звук?
    В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо
    будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.
    Например: Звук «С» самолёт, зонт, лиса, собака. Звук «З» заяц, жук, зонт, роза.

    «Поменяем буквы»
    Выбираем слово, в котором нужно поменять одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: банка-бабка, ранка, банда, балка; булка-
    будка, балка, белка; ложка-ножка, лодка бочка,

    «Кто быстрее»
    Ведущий, бросая участнику игры мяч, называет цвет, а участник, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета (вкус, форму) Красное ↔ яблоко;
    Кислый ↔ лимон.

    А это моя любимая игра с детства. Нужно составить как можно больше слов (имен существительных) из букв, образующих какое-либо слово. Например:
    Фотография – гора, риф, торф, тигр, торг, грот, тяга, граф; Энциклопедия – кино, дело, код, клип, пикник, цинк, лицо, дикция, линия. Так же можно
    составлять слова, называя корень (стол, кот, дом) в возможно короткое время подыскиваете к нему как можно больше производных слов. Пример: дом –
    домик, домище, домок, домовой, домовничать, домашний, домовитый и др.

    В эти игры можно играть и всей семьей! Играйте и развивайтесь.

    Внимание - проявление избирательной направленности процессов сознания.
    Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. У дошкольника преобладает непроизвольное внимание;
    ребёнок не может ещё управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости,
    невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности.
    К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается интенсивно, если взрослые оказывают ребёнку помощь. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, что предполагает тщательное выполнение любого задания - как интересного, так и неинтересного.

    Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение и
    переключение, устойчивость. Игры направленные на развитие способности к переключению внимания
    а) Называйте ребёнку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договорённости,
    отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например,
    животное. Если ребёнок сбивается, повторите задание снова.
    б) В следующий раз можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.
    в) Потом можно объединить первое и второе задания, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встаёт при
    произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

    Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор
    и познавательную активность ребёнка.
    Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.

    Игры на развитие концентрации внимания
    Для проведения занятий необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 7-10 различий; несколько неоконченных рисунков или
    рисунков с нелепым содержанием; несколько наполовину раскрашенных картинок.
    В этом задании ребёнка просим сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

    "Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
    Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях. Предложите ребенку нарисовать любую несложную картинку (котик, домик и др). Затем попросите его отвернуться и дорисуйте несколько деталей. И узнайте, заметит ли он что изменилось в рисунке. Затем вы можете поменяться ролями.

    Игры на развитие произвольного внимания
    Ребёнку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребёнка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз: "Будь внимательным, заштрихуй красным
    карандашом третий, седьмой и девятый треугольники". Если ребёнок спрашивает, что делать дальше, - ответить, что пусть он делает так, как
    понял.
    Если ребёнок справился с первым заданием, можно продолжить выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

    Успехов вам!

    Первый год обучения в школе - очень сложный и важный период и для самих родителей, так как именно в этот период закладываются основы взаимоотношений
    с ребенком на долгие годы обучения. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание.
    1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Активно слушайте ребенка.
    2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
    3. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
    4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением. Учение - это нелегкий труд.
    5. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться - это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
    6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
    7. Безусловно, принимайте ребёнка - любите его не за то что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть!
    9. Оценивайте объективно возможности и способности своего ребенка: не сравнивайте его с другими детьми, не ругайте в присутствии других детей. Все проблемы можно решить наедине.
    11. Обнимайте ребенка не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день. Когда вы обнимаете ребенка, он чувствует себя защищенным и любимым.
    12. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

    Быть родителем - особое искусство.
    Родители лучше всех знают своего ребенка, а значит, первыми смогут прийти на помощь, если у него возникнут проблемы в учебе.

    Ваш ребенок учится в пятом классе!

    Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность,
    они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

    Важно помнить про возрастные особенности ребенка, который учится в 5 классе:
    - потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
    - повышенная утомляемость;
    - стремление обзавестись верным другом;
    - стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
    - повышенный интерес к вопросу о "соотношении сил” в классе;
    - стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
    - отсутствие авторитета возраста;
    - отвращение к необоснованным запретам;
    - восприимчивость к промахам учителей;
    - переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
    - отсутствие адаптации к неудачам;
    - отсутствие адаптации к положению "худшего”;
    - ярко выраженная эмоциональность;
    - требовательность к соответствию слова делу;
    - повышенный интерес к спорту

    Чем можно помочь ребенку при адаптации в 5 классе, в соответствии с его особенностями?
    - Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность;
    - Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни и проверке домашнего задания;
    - Для пятиклассника учитель уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания.Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя;
    - Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями;
    - Помогите ребенку выучить имена новых учителей;
    - Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем;
    - Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание, понимание и совместная работа со школой. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка!

    Рекомендации психолога по уменьшению уровня конфликтности, агрессии, тревожности у учащегося

    1. Придавайте агрессивности социально-приемлемую форму.
    2. Детям с вербальной агрессией полезно поручать следить за младшими сестрами и братьями.
    3. Любая физическая агрессия должна быть строго запрещена.
    4. Давайте ребенку выплеснуть агрессию путем сиюминутного выплеска: позвольте яростно рвать бумагу, резать пластмассовым ножом пластилин, совершать безобидные разрушительные действия.
    5. Помните: разрядка агрессии снижает уровень ее напряженности.
    6. После такой разрядки полезны успокаивающие занятия вроде игр с песком, водой.
    7. Для агрессивных мальчиков целесообразно работать с идеалом «настоящего мужчины», подключая к прочим представлениям об эталоне мужественности такие
    качества, как сдержанность, владение собой.
    8. При защитной агрессии нужно обучать средствам общения.
    9. Снятию тревожности способствует теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт.
    10. При выраженной защитной агрессии обучайте ребенка боевому искусству как целостному комплексу приемов самообладания, релаксации и самозащиты.
    11. Исключите противоречивые требования к ребенку в семье, чтобы не сформировать оппозиционное отношение к внешнему окружению.
    12. Знайте: собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков контроля и саморегуляции с их стороны вызывает такое же поведение детей.
    13. Не используйте негативный стиль общения с ребенком. Это нацеливает его на борьбу и мстительное поведение.
    14. Исключите просмотр агрессивных фильмов по телевизору.

    Памятка для родителей по профилактике агрессии у детей

    Постарайтесь сохранить в своей семье атмосферу открытости и доверия.
    Не давайте своему ребенку несбыточных обещаний, не вселяйте в его душу несбыточных надежд.
    Не ставьте своему ребенку каких бы то ни было условий.
    Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка.
    Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.
    Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему- либо.
    Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.
    Не бойтесь поделиться со своим ребенком своими чувствами и слабостями.
    Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимости от его учебных успехов.
    Помните, что ребенок – это воплощенная возможность!
    Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

    Агрессивность ребенка проявляется, если:
    ребенка бьют;
    над ребенком издеваются;
    ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;
    родители заведомо лгут;
    родители пьют и устраивают дебоши;
    родители воспитывают ребенка двойной моралью;
    родители не требовательны и неавторитетны для своего ребенка;
    родители не умеют любить одинаково своих детей;
    родители ребенку не доверяют;
    родители настраивают детей друг против друга;
    родители не общаются со своим ребенком;
    вход в дом закрыт для друзей ребенка;
    родители проявляют к ребенку мелочную заботу и опеку;
    родители живут своей жизнью, ребенок чувствует, что его не любят.

    Для преодоления детской агрессии в педагогическом арсенале родители должны иметь:
    внимание, сочувствие, терпение, требовательность, честность, открытость,
    обязательность, доброту, ласку, заботу, доверие, понимание, чувство юмора,
    ответственность, такт.

    1.  Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
    2.  Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
    3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
    4. Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
    5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок).
    6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
    7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
    8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
    9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
    10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе.
    11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

     Пять ступеней, ведущих к переориентированию негативного поведения
    • Установите и сохраните отношения взаимного уважения.
    • Определите цель или причину негативного поведения подростка.
    • Помогите подростку распознать свою ошибочную цель, не предъявляя ему никаких обвинений.
    • Создайте ученику такие условия, при которых негативное поведение станет бессмысленным и неуместным.
    • Поощрив ученика, предоставьте ему возможность:
    • совершить полезный поступок и осознать свою значимость и достоинство;
    • объединить его усилия с Вашими (или других учеников) и признать, что совместным трудом можно добиться большего;
    • принять участие в каком-нибудь мероприятии и признать, что личная сопричастность способствует расширению круга интересов;
    • сделать все от него зависящее, чтобы получать от содеянного больше радости и удовольствия;
    • научиться не только фиксировать свое внимание на определенных проблемах, но и способствовать их дальнейшему преодолению.

    Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности.Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями.
    Если классный руководитель лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей, не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?
    1.  На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.
    2.  Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.).
    3.  Постоянно поддерживайте контакт с психологом и социальным педагогом.
    4.  Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф. И. О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).
    6.  Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).
    7.  Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.
    Меры, способствующие снижению тревожности у детей
    1. В течение первой недели учебного года молено провести экскурсию по школе, показать детям расположение новых для них кабинетов и других помещений.
    2. Классный руководитель должен составить список правил для дежурных и ознакомить с ним всех учеников.
    3. Категорически запрещается задерживать детей после звонка на перемену.
    4. Необходимо согласовать требования разных учителей и по возможности выработать единые требования, например:
    а) обязательные дисциплинарные требования (правила):
    • здороваемся стоя;
    • не перебивать ни учителя, ни ученика;
    • поднятая рука — сигнал о вопросе или ответе;
    • опоздания не допускаются;
    б) организация учебного процесса: наличие необходимых учебных пособий;
    • соблюдение правил оформления тетрадей (наличие полей, запись даты, надписи «Классная работа» и «Домашняя работа» и т.п.);
    в) отношения между детьми; между учителем и ребенком:
    • проявлять уважение друг к другу;
    • звонить и помогать заболевшим ученикам и т.п.
    5. Можно провести с детьми беседу о том, для чего нужен дневник - для записи домашнего задания и (или) выставления оценок? Обязательно надо рассказать детям о требованиях к ведению дневника, о том, кто ставит оценки в дневник - классный руководитель или учитель-предметник.
    6. Желательно обеспечить каждого ребенка информацией о телефонах и днях рождений одноклассников, именах и отчествах их родителей.
    7. Можно подготовить и провести впервые дни учебного года специальные мероприятия (тренинг групповой сплоченности, тематические классные часы и т.п.), снимающие основные проблемы общения детей внутри класса.
    8. Желательно участие всех педагогов в налаживании отношений между старшеклассниками и «малышами».

    Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность ребенка, то он непременно будет чрезмерно беспокоен и тревожен.

    Усталость от переживаний за ребенка-инвалида, порой накладывает соответствующий отпечаток на внешний облик его родителей. Они выглядят несчастными. Но ведь любому малышу нужны счастливые родители, способные отдавать любовь и тепло, а не свои больные нервы. Только оптимистичный взгляд на жизнь может помочь в
    борьбе с коварным недугом.

    Правильное отношение к ребенку можно выразить формулой: «Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже».

    Нередко погоня за новыми специалистами и методами лечения заставляет нас упускать из вида личность самого малыша. А ведь попытка взглянуть на болезнь «изнутри», т. е. глазами больного ребенка, и является лучшей возможностью помочь ему в преодолении душевных и физических страданий. Не стоит упускать из
    виду отношение к болезни самого ребенка. Недавние исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7–8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. В это время особенно важной является психологическая поддержка ребенка со стороны семьи.

    Необходимо как можно чаще прибегать к помощи специалистов. Например, переживания ребенка по поводу своей внешности неплохо корректируются в работе с детским психологом.
    Важно корректировать режим дня во избежание нарушений сна, дающего полноценный отдых больному организму. Необходимо создать для ребенка спокойную обстановку, отказаться от чрезмерно активных и шумных игр перед сном, ограничить просмотр телевизора.

    Чтобы у ребенка сформировалось правильное восприятие себя и окружающих, важно отказаться от излишней опеки по отношению к нему. Родители должны воспринимать свое чадо не как безнадежного инвалида, а как человека, пусть в чем-то не похожего на других, но вполне могущего преодолеть свой недуг и ведущего активный образ жизни.

    Воспитание и развитие «особого» ребенка –это огромные переживания
    родителей. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима
    помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие
    практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи
    смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную
    стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно,
    выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной
    ситуации.
    Родителям по организации жизнедеятельности и воспитанию детей
    с аутизмом
    · Самое важное - не маскировать диагноз за якобы "более
    благозвучным" и "социально приемлемым". Не убегать от проблемы и не
    фиксировать все внимание на негативных аспектах диагноза, таких, как:
    инвалидность, непонимание окружающих, конфликты в семье и прочее.
    Гипертрофированное представление о ребенке, как о гениальном, также
    вредно, как и подавленное состояние от его не успешности.
    · Как можно раньше адаптировать ребенка к жизни в обществе;
    научить его справляться с собственными страхами; контролировать эмоции.
    · Необходимо без колебаний отказаться от терзающих иллюзий и
    выстроенных заранее планов на жизнь. Принять ребенка таким, каков он есть
    на самом деле. Действовать исходя из интересов ребенка, создавая вокруг
    него атмосферу любви и доброжелательности, организовывая его мир до тех
    пор, пока он не научится делать это самостоятельно.
    · Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка,
    сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с
    аутизмом не выжить.
    Рекомендации родителям слабовидящего ребенка
    1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через
    чтение, беседы, игры.
    2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут
    вызвать затруднения при ориентировке в пространстве.
    3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения,
    которая обеспечит успешную адаптацию.
    4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью
    пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими
    обладать в большей мере.
    Родителям слабослышащего ребенка
     Необходимо помнить о полном принятии ребёнка таким, какой он
    есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.
     Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип
    отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и
    адекватной личности.
     Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать
    своего отличия, ущемлённости.
     Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка
    является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому
    желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе
    называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки
    окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое
    ухо, завтра — на правое.
     Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь —
    никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда
    ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные
    эмоции.
     Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим
    устройством, которое необходимо приобретать и настраивать
    индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку
    ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст
    возможность полноценного и гармоничного развития.
     Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве
    (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в
    учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного
    образования.
     Ребенка,с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ,
    уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на
    доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося
    обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо
    говорящего и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не
    избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех
    расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних
    расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть
    ближе.
     Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять
    (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются
    губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-
    зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать
    много раз обычным голосом на самое ушко.
     Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен,
    игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем
    окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие
    предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.
     Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы
    можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и
    издавать при этом шум или звуки.
    Родителям детей с ЗПР
    Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с
    задержкой психического развития?
    · Не следует на ребенка смотреть как на маленького, беспомощного.
    Не рекомендуется постоянно опекать, например, собирать ему в школу
    портфель, контролировать каждое действие ребенка при выполнении
    домашних заданий. Не подчиняйте всю жизнь в семье ребенку: за него делать
    все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая
    гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельностях,
    элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются
    такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности,
    самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо
    организовывать не "над", а "рядом".
    · Не предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка,
    особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение
    работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может
    проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения.
    Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для
    себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет
    веру в свои силы.
    · Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не
    нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его
    здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха.
    · Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения
    домашнего задания крайне необходимы.
    Самооценка ребенка во многом зависит от оценки окружающих его
    людей. Важно, что бы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние
    комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для
    формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического
    развития очень большое значение имеет общение. Например, задайте своему
    ребенку вопросы о том, что он нового узнал на уроках. Есть вопрос – есть
    работа мысли. Есть мысль – активизируется память. Познавательная
    активность, стремление к умственному труду формируются сначала на
    легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале.
    Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои
    силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного,
    комфортного состояния.
    · Нуждается ли ребенок с задержкой психического развития во
    врачебной помощи? Задержка психического развития не болезнь, а
    индивидуальный вариант психического развития. Но, как утверждают
    специалисты, в основе развития психики таких детей лежит та или иная
    несостоятельность структурно-функциональных мозговых систем,
    приобретенная в результате негрубого повреждения мозга. Поэтому
    обследование врачом–психоневрологом такого ребенка желательно: он
    может выявить признаки органической поврежденности мозга и
    медикаментозно воздействовать на него, может при помощи лекарств
    скоординировать излишнюю заторможенность или возбудимость ребенка,
    нормализовать сон, активизировать работу клеток головного мозга.
    Рекомендации для родителей по воспитанию детей с СДВГ
    1. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную
    установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить
    уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку.
    2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
    3. Говорите с ребенком в сдержанном, спокойном, мягком тоне.
    4. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок
    времени, чтобы он смог его завершить.
    5. Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что
    сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу
    действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.
    6. Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную
    стимуляцию (картинки, схемы, образец и т.д.).
    7. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие
    концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение).
    8. Поддерживайте дома четкий распорядок дня (время для приема
    пищи, выполнения домашних заданий и сна).
    9. Избегайте по возможности пребывания с ребенком в местах
    скопления людей. Посещение крупных магазинов, рынков и т.д. оказывает на
    него негативное действие.
    10. Во время игр ограничивайтесь для ребенка лишь одним партнером,
    избегая шумных, беспокойных прият елей.
    11. Оберегайте ребенка от утомления, оно приводит к снижению
    самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
    12. Нельзя сдерживать физическую подвижность такого ребенка, это
    противопоказано состоянию его нервной системы. Давайте ребенку
    возможность расходовать избыточную энергию (полезны ежедневные
    длительные прогулки на свежем воздухе, бег, спортивные занятия).
    13. Помните о том, что, присущая детям, с синдромом дефицита
    внимания гиперактивность, может быть минимизирована с помощью
    перечисленных мер с учетом индивидуальных особенностей (недостатков)
    ребенка.
    Комплекс практических советов для родителей «шустриков»
     При оформлении комнаты или уголка ребенка избегайте ярких
    красок и сложных орнаментов. Простота, неяркие, спокойные тона,
    письменный стол, стоящий у ничем не украшенной стены, создают условия
    для концентрации.
     Рабочее место ребенка должно быть тихим и спокойным — не
    около телевизора или постоянно открывающихся дверей, то есть там, где
    ребенок мог бы заниматься без помех.
     В ходе выполнения домашнего задания родителям желательно
    находиться рядом и при необходимости помогать беспокойному сыну или
    дочке.
     Если ребенок сел рисовать, уберите все лишнее со стола.
    Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент
    мешает.
     Родителям следует продумывать все поручения, которые они
    дают ребенку, и помнить: ребенок будет делать только то, что ему интересно,
    и будет заниматься этим лишь до тех пор, пока ему не надоест. Как только
    ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
     Если ребенок в чем-то неправ, родителям не следует читать ему
    нотация, так как длинная речь не будет до конца выслушана и осознана.
    Лучше заранее установить правила поведения и систему поощрений и
    наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и
    выполнимыми.
     Нельзя принуждать ребенка просить прощения и давать
    обещания: “Я буду хорошо себя вести”, “Я буду всегда тебя слушаться”.
    Можно, например, договориться с ребенком, что он “не будет пинать кошку”
    или “с сегодняшнего дня начнет ставить ботинки на место”. На отработку
    каждого из этих конкретных требований может уйти много времени (две—
    четыре недели и больше). Однако, не отработав одного пункта, не переходите
    к следующему. Наберитесь терпения и постарайтесь довести начатое дело до
    конца. Потом можно будет добиваться выполнения другого конкретного
    требования.
     Приучайте ребенка к различного рода конструкторам,
    всевозможным настольным играм. Данные виды деятельности способствуют
    развитию концентрации внимания.
     Роль взрослых - подсказать ребенку, как он может использовать
    свою повышенную активность, направить ее в нужное русло, чтобы неуемная
    детская энергия не пропадала зря и не шла во вред ребенку а, наоборот, была
    источником положительных изменений.
     Лучшим способом для направления энергии и активности в
    правильное т.е. социально и личностно-приемлемое русло являются занятия
    спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить
    себя и, кроме того, научит владеть собой, что невозможно без
    сформированных навыков самоконтроля и саморегуляции.
     Как показывает опыт многих родителей гиперактивных детей,
    самым полезным спортом является плавание. Другим полезным для
    гиперактивных детей спортом являются восточные единоборства, поскольку
    они прививают навыки самоконтроля и дисциплины.
    Рекомендации для родителей по воспитанию детей с ММД
    В воспитании и обучении ребенка с минимальной дисфункцией
    мозга необходимо руководствоваться несколькими основополагающими
    принципами.
     Главным является забота об общем состоянии здоровья ребенка,
    так как именно от этого самым непосредственным образом зависит
    избавление от ММД, и поддержание определенного уровня
    работоспособности, необходимого для успешного обучения в школе.
     Необходимо периодически обследовать ребенка у невропатолога
    и выполнять его рекомендации.
     Родители должны быть готовы к тому, что в обучении детей с
    ММД до относительной нормализации их мозговой деятельности (т. е. в
    течение 1-4 классов) основную роль играют домашние занятия. Дома
    необходимо не только выполнять домашние задания, но и повторять
    материал, пройденный в классе, чтобы проверить, все ли понято ребенком
    правильно, и не осталось ли вообще пропущенным что-либо существенное.
     Во время выполнения домашнего задания родителям желательно
    находиться рядом с ребенком, чтобы возвращать его к занятиям (сам он этого
    может и не делать). Очень важно сохранять при этом спокойствие, не
    раздражаться и не нервировать ребенка Лучше, если ребенок будет работать
    с черновиком, но прежде, чем переписывать задание в тетрадь, дайте ему
    отдохнуть. Само переписывание тоже надо осуществлять с перерывами.
    Необходимо помнить, что утомление накапливается, несмотря на то, что
    ребенок отвлекается и отдыхает. Поэтому нелегко надеяться, что он сохранит
    работоспособность до позднего вечера.
     Длинное стихотворение лучше учить небольшими порциями, не
    все сразу. После повторения стихотворения (или правила) наизусть
    необходим небольшой перерыв перед продолжением занятий. Вечером
    лучше еще раз просто прочитать ребенку то, что ему надо запомнить, а не
    требовать, чтобы он повторил. Дополнительное прослушивание информации
    способствует ее упрочению
     Самое вредное для здоровья и бессмысленно для обучения — не
    выпускать ребенка из-за стола, пока все уроки не будут сделаны, и ругать его
    при этом за то, что он постоянно отвлекается.
     Не следует с первых школьных дней приучать ребенка работать
    самостоятельно - он все равно не сможет. Если действительно заботиться о
    развитии и обучении ребенка с ММД, то о воспитании его самостоятельности
    приходится на время забыть.
     Работа ребенка должна быть продумана и организована
    взрослыми так, чтобы представлять из себя четкую последовательность
    конкретных деятельностей, между которыми можно было бы отдохнуть.
    Каждую деятельность необходимо представить четкой короткой
    инструкцией, вынесенной в виде рисунка или схемы и находящейся перед
    глазами ребенка. Инструкции должны быть короткие (или разделены на
    короткие самостоятельные части) еще и для того, чтобы хватало объема
    оперативной памяти и не происходило выпадения, “замен” и перестановок
    частей информации.
     Поддерживайте здоровый образ жизни при воспитании ребенка
    (отдых, спорт, прогулки, полноценное питание, гибкое соблюдение режима
    дня). При выборе спортивных занятий следует избегать таких, где велика
    вероятность сотрясения мозга. Попытки с помощью усиленных спортивных
    занятий “сбросить” излишнюю энергию реактивных детей не приводят к
    успеху. Их реактивность не уменьшится, а переутомление может оказаться
    чрезмерным.
     Не имеет смысла тренировать у ребенка внимание или память:
    это не дает результатов. В первую очередь, необходимо развивать речь и
    мышление детей, учить их рассуждать, так как уровень риска, вероятность
    возникновения осложнений в психическом развитии связаны с недостатками
    интеллекта, а не со степенью выраженности ММД.
     Не следует перегружать ребенка занятиями в различных кружках
    и студиях.
     В семье необходимо сохранять доброжелательную обстановку,
    проявлять терпение заботу и мягкое руководство деятельностью ребенка.
    Забота и правильная организация деятельности оптимизирует развитие
    ребенка, предотвращает отклонения или осложнения в протекании этого
    процесса.
    Общие рекомендации родителям по оказанию ребенку помощи в
    развитии:
    1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-
    нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он
    очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается,
    лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в
    другой раз получится”.
    2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете.
    Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит.
    Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте
    “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
    3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно
    направляйте его движения своими руками.
    4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело,
    научиться владеть руками.
    5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию
    или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка
    повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
    6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что
    он хочет.
    7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить
    обучающие занятия в игру. 8. Пусть старшие братья и сестры показывают
    ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
    8. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто
    прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет
    никого, кто поможет. Учить ребенка - важно, но не менее важно давать ему
    возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то,
    что он может.
    9. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему
    только в той мере, в какой это необходимо. Это - “золотое правило
    реабилитации”. Когда ребенку трудно что-нибудь сделать, или он делает это
    медленно и неумело, родителям очень часто хочется “помочь” ребенку,
    сделав это за него. Однако, для развития полезнее, если вы дадите ему
    возможность сделать это самому, - поддерживая и поощряя, и помогая лишь
    теми способами, которые позволяют ребенку по мере сил самому себя
    обслуживать.
    В работе по развитию с особыми детьми очень важен индивидуальный
    подход не только в подборе упражнений, важно не столько следовать
    указаниям, сколько думать, наблюдать за реакцией ребенка, замечать, как
    занятие помогает или мешает общему развитию ребенка. Необходимо
    приспосабливать занятие к потребностям каждого ребенка.

    Если вы решили участвовать в олимпиаде, значит, у вас есть какая-то цель! И, скорее всего, вам хочется попробовать свои силы, стать призером или победителем!
    Значит, самое главное у вас уже есть – есть мотивация - желание и знание, зачем вы хотите это сделать.

    У Вас есть ожидания – предвкушение изменений в Вашей жизни, того, что Вы почувствуете, когда достигнете планируемого результата.
    Вам также необходимы действия, позволяющие развивать:
    - память, внимание, мышление, речь,
    - креативность,
    - стрессоустойчивость.

    И, наконец, настойчивость – умение и привычка доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия и
    затруднения на пути к ней.

    Вот несколько рекомендаций, повышающих Ваши шансы на пути достижения поставленной цели:
    1. Воспринимайте участие в олимпиаде как жизненный рубеж.
    2. Учитывайте биологические ритмы при подготовке. Полноценно отдыхайте. Запомните – вечер, проведенный перед монитором или телевизором — это не отдых!
    3. Научитесь по-новому смотреть на ситуацию. Вы не должны позволить событиям или другим людям помешать вам сосредоточиться во время прохождения олимпиады.
    4. Стремитесь к разумной организации своего внутреннего состояния: не беспокойтесь, сконцентрируйтесь на решении поставленной задачи.
    5. Ставьте реальные цели. Есть правило, которое нужно соблюдать при постановке цели: «Цель должна быть сформулирована в позитиве. Сознание не принимает предлога «не». Говори, что ты хочешь, а нетто, чего не хочешь». Формулируете правильно задачу и цель. Скажешь: «Не хочу волноваться» – получишь противоположный результат. Скажешь: «Хочу быть спокойным» - получишь то, что приказал себе.

    На олимпиаде ....
    1. Постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
    2. Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты уверен, пропусти те, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
    3. Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься.
    Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
    4. Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь
    концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах на олимпиаде.
    5. Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не
    подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи (что гораздо труднее).
    7. Запланируй два круга!Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда
    ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить («второй круг»).
    8. Проверь!Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
    9. Угадывай!Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом
    выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
    10. Не огорчайся!Стремись выполнить как можно больше заданий, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на
    максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для отличной оценки.


    Советы педагога-психолога родителям в период подготовки ребенка к предметным олимпиадам

    Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка. Как же поддержать ребёнка?
    Поддерживать ребенка - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить ребёнка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
    Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

    Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
     Учитывая индивидуальные особенности своего ребенка, помогите ему выбрать наиболее оптимальную тактику подготовки к олимпиаде.
     Помогите отрегулировать режим дня, режим сна, режим питания, организовать условия для самоподготовки.
     В период повышенной интеллектуальной нагрузки ребенку нужен хороший отдых: прогулки на свежем воздухе, чередование умственной деятельности с двигательной
    активностью, полноценный сон. Установлено, что одна бессонная ночь снижает интенсивность работы мозга на 9%.
     Проявите чуть больше, чем обычно, внимания к ребенку. Относитесь, спокойнее к его нервозности в этот период.
     Чтобы снять тревожность ребенка, не увлекайтесь успокоительными лекарственными средствами. Лучше предложить крепкий чай с лимоном, немного шоколада, в котором содержатся вещества, действующие успокаивающе на организм.
     Откажитесь на этот период от упреков в адрес ребенка, исключите все конфликтные вопросы, поддерживайте его веру в собственные силы. Ваш ребенок индивидуален, не похож на других и для Вас самый лучший в мире. Сейчас самый подходящий момент, чтобы еще раз дать понять ему это!
     Детям свойственно «настраиваться» на эмоциональную волну своих родителей. Они копируют не только поступки, но и чувства. Поэтому постарайтесь строже
    контролировать не только слова, но и свои эмоциональные «всплески». Иногда разногласия в семье порождают стрессовое состояние ребенка. Постарайтесь быть
    терпеливыми друг к другу, сохранять мир и согласие в семье.
     Создайте позитивное настроение Вашему ребенку в период подготовки к олимпиаде. Позитивный настрой – это источник «добрых» эмоций и творческой энергии.
    Создайте психологическую установку на успех. Чаще в общении с ребенком, используйте выражения: «У тебя все получится», «Я верю в тебя».
     Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне олимпиады - это может отрицательно сказаться на результате.
     Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более
    вероятности допущения ошибок.
     Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
    Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
     Накануне олимпиады обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
     Посоветуйте детям во время олимпиады обратить внимание на следующее:
    • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем
    содержатся, это поможет настроиться на работу;
    • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл
    • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
     И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

    Верьте в своего ребенка и его успех!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie